Авторы

Ключевые слова

Секции

Города

Антонов Арекеева Арзамасов Арзамасова Атнабаева Байтерякова Басаногова Белобородова Булычева Бусыгина Васильева Вахрушев Водясова Волкова Гаврилова Галлямов Герасимова Глухова Горбатова Горбушина Горинова Гусынина Девяткина Диева Евсеева Егинова Ельцова Ермакова Ефремов Жиндеева Закирова Зелинская Зиявадинова Ибрагимова Ившин Ившина Измайлова-Зуева Камитова Каракулов Карпова Кельмаков Киндикова Кожевникова Кондратьева Корепанова Корнишина Коротаева Косова Краснова Кудрявцева Кутявин Лесникова Лимеров Лимерова Лион Лисовская Луговая Лыскова Любарец Люкина Максимов Максимова Малинина Мальцева Маратканова Матвеева Москвина Мукина Насибуллин Нефедова Никифорова Нуриахметова Нуриева Остапова Павлова Пантелеева Петров Петрова Пономарева Посадова Прманова Прокаева Ремес Родионова Салихова Салминен Сафиуллин Семенов Слесарева Соколова Степанова Стрелкова Сурнина Тараканов Тимерханова Торотоев Тот Тулуз Уткина Ушакова Фаррахов Федорова Филиппов Фомин Хайруллин Ханова Харкун Христолюбова Хузина Чураков Чушъялова Шаймухаметова Шайхисламова Шаланки Шибанов Широбокова Шкляев Шумилов Шутов Шутова Шушакова Эшмакова Юсупова

Программа

Порядок проведения конференции:

17 мая (вторник)

День заезда; встреча участников конференции

  • 17.00 – просмотр научно-популярного фильма об удмуртском просветителе Т. К. Борисове: «Трокай Борисов» (I корп. УдГУ, актовый зал).

18 мая (среда)

  • 9.00 – 10.00 – регистрация участников конференции (I корп. УдГУ, холл, 3 этаж)
  • 10.15 – 12.00 – пленарное заседание (I корп. УдГУ, актовый зал)
  • 12.00 – 13.30 перерыв
  • 13.30 – 17.30 – работа секций (II корп. УдГУ)
  • 15.30 – 16.00 – кофе-брейк
  • 18.00 – культурная программа

19 мая (четверг)

  • 8.00 – выезд на родину просветителя К. Яковлева (УР, Алнашский р-н, д. Кузебаево)
  • 11.00 – 12.00 обед
  • 12.00 – 14.00 – заключительное пленарное заседание
  • 14.00 – 15.30 – знакомство с просветителями Алнашского района
  • 15.30 – 16.00 – подведение итогов, принятие резолюции
  • 16.15 – 17.00 – кофе-брейк
  • 17.00 – выезд

Регламент выступлений

  • Доклад на пленарном заседании – 20 мин
  • Доклад на секционном заседании – 10 мин
  • Сообщение на секционном заседании – 5 мин

Конференция
«Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образования и культуры Урало-Поволжья»

Список секций

Секция 1. Просветительство и развитие финно-угорских и тюркских культур
Секция 2. Просветительство и национальные литературы Урало-Поволжья:

  • Подсекция 1. Становление национальных литератур Урало-Поволжья;
  • Подсекция 2. Творчество К. Герда в историко-литературном процессе и современном мире;
  • Подсекция 3. Современный национальный литературный процесс

Секция 3. Педагогическое наследие просветителей и современное инновационное развитие образования

Симпозиум
«Типологические аспекты многоязычия в современном образовательном пространстве»

Секция 1. Проблемы финно-угорского и тюркского языкознания и типология языков:

  • Подсекция А;
  • Подсекция Б;

Секция 2. Межкультурная коммуникация. Лингвокультурология
Секция 3. Методика преподавания языков в условиях многоязычия. Проблемы перевода

18 мая (среда)

Пленарное заседание

УдГУ, 1 корпус, актовый зал

  • 10.15 – Открытие конференции
    Председатель: Федорова Любовь Петровна, к. пед. н.
    Секретарь: Глухова Галина Анатольевна, к. филол. н.
    Анисимов Николай, студент

    Вступительное слово и приветствия:

    • С. Д. Бунтов, ректор УдГУ, профессор
    • Н. Н. Мусалимов, президент всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш»
    • В. Н. Завалин, министр национальной политики УР
    • Жужанна Шаланки, доцент университета им. Лоранда Этвеша (Будапешт)
    • А. Е. Загребин, директор УИИЯЛ УрО РАН, профессор

    Пленарные доклады

    1. Первые просветители и современное этническое самосознание удмуртов. А. Г. Шкляев (Ижевск, УдГУ)
    2. Просветительство как обязательный этап педагогизации населения. В. В. Туганаев (Ижевск, УдГУ), А. В. Туганаев (Ижевск, ИПК и ПРО УР)
    3. Роль предпринимательства Камско-Вятского региона в развитии национальных культур. Н. П. Лигенко (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    4. Роль С. П. Жуйкова в развитии удмуртского языкознания И. В. Тараканов (Ижевск, УдГУ)

    Секционные заседания

    Секция 1. Просветительство и развитие финно-угорских и тюркских культур

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Я. Г. Сафиуллин, к. филол. н.
    Секретарь: А. В. Камитова, к. филол. н.

    1. Динамика просветительского движения тюркских и финно-угорских народов Урало-Поволжья в XIX веке. В. Г. Родионов (Чебоксары, ЧГУ им. И. Н. Ульянова)
    2. В. А. Ислентьев и некоторые проблемы удмуртской филологии. В. К. Кельмаков (Ижевск, УдГУ)
    3. Православные просветители и миссионеры как создатели фундамента будущей национальной государственности удмуртского народа. Е. Ф. Шумилов (Ижевск, УдГУ)
    4. Роль венгерских ученых в сохранении языка, фольклора и культуры манси. Д. В. Герасимова (Ханты-Мансийск, ЮГУ)
    5. Культурные концепты в межлитературных диалогах. Я. Г. Сафиуллин (Казань, КФУ)
    6. Мотив «удмуртская свадьба» в пьесах просветителей. Г. А. Глухова (Ижевск, УдГУ)
    7. М. А. Кастрен – основатель финно-угроведения. Н. Н. Закирова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко), Милла Ремес (Финляндия)
    8. Роль просветителей Сарапула в создании первого музея Удмуртии. Н. А. Зелинская (Ижевск, УдГУ)
    9. Особенности перевода рукописного Евангелия от Луки на удмуртский язык. А. В. Камитова (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    10. Влияние творчества фольклориста и просветителя М. Н. Ожеговой на развитие культуры коми-пермяков. Н. А. Мальцева (Кудымкар, ПНЦ УрО РАН), Т. В. Ермакова (Сыктывкар, Коми НЦ УрО РАН)
    11. Первые музыкальные просветители в Удмуртии: 1920-е годы. И. М. Нуриева (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    12. Влияние движения просветительства на просвещение татарских женщин. М. К. Хузина (Ижевск, УдГУ)
    13. Природа болезни и способы лечения в рукописном наследии удмуртского просветителя М. Ильина. Т. И. Панина (Ижевск, ИГМА)
    14. Образ Стефана Пермского как просветителя пермян в "Слове о житии св. Стефана Пермского" Епифания Премудрого. П. Ф. Лимеров (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    15. Поэтика ритма в творчестве В. Т. Чисталева. Г. К. Лисовская (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    16. Совершенствование инструмента культурного строительства: работа с удмуртским языком в 1920-х годах. Ева Тулуз (Париж)
    17. Удмуртские просветители о бесермянском наречии удмуртского языка. Н. М. Люкина (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    18. Библиотека № 25 г. Ижевска как культурный информационно-просветительский центр Ленинского района. Н. К. Пономарева (Ижевск, Библиотека № 25 МУ ЦБС)
    19. Вклад мордовских просветителей в исследование культуры повседневности своего народа. Г. А. Корнишина (Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева)
    20. Образ Вэрморта в поэме К. Ф. Жакова и её переводе на коми язык. Л. Д. Матвеева (Сыктывкар, СыктГУ)

    Секция 2. Просветительство и национальные литературы Урало-Поволжья:

    Подсекция 1. Становление национальных литератур Урало-Поволжья

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Ю. Г. Антонов, к. филол. н.
    Секретарь: О. П. Никифорова, к. пед. н.

    1. Художественные искания удмуртского писателя Матвея Кельдова. С. Т. Арекеева (Ижевск, УдГУ)
    2. Научно-просветительская деятельность М. Е. Евсевьева и становление мордовской литературы. Ю. Г. Антонов (Саранск, МГУ им. Н. П. Огарева)
    3. Марийский рассказ первой трети ХХ века и поэтика просветительского реализма. Р. А. Кудрявцева (Йошкар-Ола, МарГУ)
    4. Миссионерская деятельность Йоганеса Гутслаффа среди эстонцев. Тот Силард (Будапешт)
    5. Жанровые предпочтения в поэзии удмуртских просветителей. Т. Г. Владыкина (Ижевск, УдГУ)
    6. Калмыцкий просветитель Номто Очиров. Т. Г. Басаногова (Элиста, КИГИ РАН)
    7. Семья и семейные ценности в творчестве удмуртского просветителя Г. Верещагина и в западноевропейской литературе. С. Н. Любарец (Ижевск, УдГУ), Г. Н. Шушакова (Ижевск, УдГУ)
    8. Просветительское направление в башкирской литературе. Р. З. Хайруллин (Москва, МГПУ)
    9. Автобиографический жанр в творчестве Кедра Митрея и К. Жакова. С. С. Маратканова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    10. Просветительские идеи и деятельность марийской интеллигенции в первой трети ХХ века. Л. П. Москвина (Йошкар-Ола, МарГУ)
    11. Реализация нравственных принципов в книгах для чтения начала XX века. О. П. Никифорова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    12. Иван Куратов "Грездса ныв карса баринлы" («Сельская девушка городскому барину»): аспекты народного характера. Л. Е. Сурнина (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    13. Ашальчи Оки в кругу просветителей. Л. П. Федорова (Ижевск, УдГУ)
    14. Лингвистическое наследие мордовского просветителя М. Е. Евсевьева. Л. П. Водясова (Саранск, МГПИ им. М. Е. Евсевьева)
    15. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы. Т. Г. Волкова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    16. Литературно-критические взгляды В. Чисталева. Е. В. Ельцова (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    17. Родословная – жанр алтайской изустной литературы. Н. М. Киндикова (Горно-Алтайск, ГАГУ)
    18. Проблемы семейного воспитания в татарском просветительском романе. З. Х. Салихова (Набережные Челны, Филиал КФУ)
    19. Переводческая деятельность основоположников коми литературы в оценке коми критики. Е. В. Остапова (Сыктывкар, СыктГУ)
    20. Дом как образ-архетип и концепт в лирике Г. Бутыревой. Ю. В. Харкун. (Сыктывкар, СыктГУ)

    Подсекция 2. Творчество К. Герда в историко-литературном процессе и современном мире

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Л. В. Бусыгина, к. филол. н.
    Секретарь: А. Н. Петров, к. ист. н.

    1. Кузебай Герд и удмуртская этнография. Н. И. Шутова (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    2. Кузебай Герд и современная удмуртская поэзия: приемы визуальной выразительности. Л. В. Бусыгина (Ижевск, УдГУ)
    3. Народная песня в поэзии Кузебая Герда. М. Т. Слесарева (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    4. Поэтическая натурфилософия в художественном творчестве И. Куратова, В. Чисталева, К. Герда. О. С. Зиявадинова (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    5. Менталитет удмуртов в трудах Г. Е. Верещагина и К. Герда (опыт сравнительного анализа). А. Н. Петров (Ижевск, ГУ НИИ НО УР)
    6. Поэтика публицистики К. Герда. Е. Н. Петрова (Ижевск, УдГУ)
    7. К. Герд и род Докъя. Л. М. Посадова (Яган-Докъя, МОУ СОШ), Р. В. Кожевникова (Яган-Докъя, МОУ СОШ)
    8. Судьба Кузебая Герда в документах Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики. Е. М. Ушакова (Ижевск, ГУ «ЦДНИ УР»)
    9. Вклад К. Герда в изучение родовой структуры удмуртского общества В. С. Чураков (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    10. Материалы по «Делу Кузебая Герда» об удмуртских просветителях. Н. С. Кузнецов (Ижевск, Союз писателей УР)
    11. Жанровое развитие удмуртской поэзии 1920-х гг. В. Л. Шибанов (Ижевск, УдГУ)
    12. Удмуртская драматургия в литературном процессе 1920-х годов. Т. И. Зайцева (Ижевск, УдГУ)
    13. Авторское наследие К. М. Мошегова как создателя одного из первых букварей на коми-пермяцком языке. М. Е. Галкина (Кудымкар, К-П ИУУ)
    14. Ермолай Попов и первый коми-пермяцкий букварь. В. В. Федосеева (Кудымкар)
    15. Сонетное искусство К. Герда. Н. А. Атнабаева (Ижевск, ИжГСХА)
    16. Г. Верещагин – дышетћсь но югдытћсь. С. В. Малинина (УР, с. Ляльшур, МОУ СОШ)

    Подсекция 3. Современный национальный литературный процесс

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Л. А. Косова, к. филол. н.
    Секретарь: М. И. Корепанова, учитель

    1. Юкагирский роман в свете диалога культур. В. Б. Окорокова (Якутск, СВФУ им. М. К. Аммосова)
    2. Понятие «границы» в сопоставительном изучении национальных литератур. В. Р. Аминева (Казань, КФУ)
    3. М. Н. Юхма – просветитель, писатель, общественный деятель. А. С. Измайлова-Зуева (Ижевск, УдГУ)
    4. Пропаганда литератур финно-угорских народов в Финляндии и в Эстонии. Салминен Эса-Юсси (Финляндия, Университет Babes-bolya)
    5. Антропология татарской поэзии 80–90-х годов XX столетия: образ автора, лирического субъекта. А. А. Арзамазов (Ижевск, УдГУ)
    6. Творчество И. Куратова и комедия Г. Юшкова «Коми бал». Н. В. Горинова (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    7. Е. Загребин и М. Юхма: литературные связи и контакты. А. З. Диева (Ижевск, Союз писателей УР)
    8. Творчество Н. Байтерякова в критике и литературоведении. М. И. Корепанова (УР, Игра, МОУ СОШ)
    9. Современная русскоязычная поэзия коми-пермяцкого округа. Л. А. Косова (Кудымкар, ПНЦ УрО РАН)
    10. Героини Н. Куратовой. С. М. Нефедова (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    11. Критика перевода как культурно-историческая проблема (на материале публикаций удмуртских просветителей). В. Г. Пантелеева (Ижевск, УдГУ)
    12. Роль венгерской прессы в пропаганде удмуртской литературы. Е. В. Родионова (Будапешт, Университет им. Этвеша Лоранда)
    13. Жанровые стратегии притчи и анекдота в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и поэмах Г. Тукая «Шурале», «Су анасы»: сопоставительный анализ. Д. Р. Агзамова (Казань, КФУ)
    14. Функция «жанровой вставки» в романе А. Я. Дорогойченко «Большая каменка». О. И. Бирюкова (Саранск, МПГИ им. М. Е. Евсевьева)
    15. Влияние творчества М. Е. Евсевьева на развитие мордовской литературной сказки. Т. В. Уткина (Саранск, МПГИ им. М. Е. Евсевьева)
    16. Архетип дома в прозе Г. Д. Красильникова. Н. В. Эшмакова (Ижевск, МОУ СОШ)
    17. Творческое наследие татарского поэта Хасана Туфана. Р. Р. Низамбиева (РТ, Терси, МОУ СОШ)
    18. М. П. Петров – писатель, просветитель. Р. В. Кириллова (Ижевск, УдГУ)

    Секция 3. Педагогическое наследие просветителей и современное инновационное развитие образования

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Л. А. Волкова, к. ист. н.
    Секретарь: Ю. А. Луговая, аспирант

    1. Роль Трофима Борисова в становлении современной системы национального образования в Удмуртии. В. М. Ившина (Ижевск, ИРО УдГУ)
    2. Педагогические идеи удмуртских просветителей в контексте развития национального образования. Г. Н. Васильева (Ижевск, ГУ НИИ НО УР)
    3. Казанская учительская семинария и национальная культура Поволжья до 1917 г. Лион Аврам (Лос-Анджелес, Университет Калифорнии)
    4. Реализация принципа деятельности в обучении удмуртскому языку в начальной школе. Ю. Т. Байтерякова (Ижевск, ГУ НИИ НО УР)
    5. «Свободное развитие во главе с национальной школой»: о просветительских задачах Глазовского культурно-просветительного общества (май 1917 – июнь 1918 г.). Л. А. Волкова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    6. Деятельность просветителей и миссионеров среди финно-угорских и тюркских народов Среднего Прикамья. Е. Ф. Шумилов (Ижевск, УдГУ)
    7. Учебная книга и становление коми словесности в XIX веке. В. А. Лимерова (Сыктывкар, ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН)
    8. Педагогическое наследие А. А. Поздеевой. Г. В. Горбушина (Ижевск, УдГУ)
    9. Просветительская деятельность А. З. Ларионова в подготовке удмуртских учебных книг. И. Ф. Павлова (Ижевск, УдГУ)
    10. Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и социума в формировании и развитии этноязыковой среды. Н. В. Гордасова (Ижевск, МОУ СОШ № 69)
    11. Преподавание удмуртской литературы в русскоязычной школе. Н. В. Каракулова (Ижевск, МОУ СОШ № 69)
    12. Удмурт кылъя но литературая урокъёсын шаер тодонъя материалэз уже кутон. Н. К. Коротаева (УР, д. Андрейшур, МОУ СОШ)
    13. О просветительской функции современных СМИ. Ю. А. Луговая (Набережные Челны, Филиал КФУ)
    14. Философско-педагогические взгляды и деятельность Габдуллы и Мухлисы Буби. Ф. М. Шаймухаметова (Нижнекамск, МОУ «Гимназия № 2»)
    15. Просветительская деятельность Каюма Насыри и Григория Верещагина. В. Х. Хакимова (Ижевск, УРСПК)

    Симпозиум
    «Типологические аспекты многоязычия в современном образовательном пространстве»

    Секция 1. Проблемы финно-угорского и тюркского языкознания. Типология языков:

    Подсекция А

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Н. М. Краснова, к. филол. н.
    Секретарь: О. Б. Стрелкова, к . филол. н.

    1. К проблеме сохранения узуальных норм языков народов России (на материале якутского языка). Г. Г. Филиппов (Якутск, СВФУ им. М. К. Аммосова)
    2. Определения, выраженные причастиями в луго-марийском и во французском языках. Г. Л. Соколова (Йошкар-Ола, МарГУ)
    3. Отнумеральные конструкции удмуртского языка в грамматиках начала XX века. О. Б. Стрелкова (Ижевск, УдГУ)
    4. Северноудмуртские диалектные особенности в грамматиках Г. Е. Верещагина. Л. Л. Карпова (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, УдГУ)
    5. Њуч кылысь удмуртэ пырем кылъёс но конструкциос сярысь. Кантеле, Симо (Финляндия)
    6. Языковые средства создания гиперболы (на материале произведений горномарийских писателей). Н. М. Краснова (Йошкар-Ола, МарГУ)
    7. К семантике заимствованного прилагательного якутского языка көрсүө 'скромный, смирный'. С. Д. Егинова (Якутск, СВФУ им. М. К. Аммосова)
    8. Параллельные синтаксические конструкции (на материалах дореволюционных удмуртских источников). А. Ф. Шутов (Ижевск, УдГУ)
    9. К вопросу о выражении понятия ‘мелкий, неглубокий’ в удмуртском языке: ареальный и исторический аспекты. С. А. Максимов (Ижевск, УдГУ)
    10. Puhekielen tutkimusta funktionaalisesta näkökulmasta (vertailukohtana kirjoitettu kieli). Sulander, Essi (Финляндия)
    11. Зарубежные финно-угроведы и российские ученые о южноудмуртских говорах. М. Н. Евсеева (Ижевск, УдГУ)
    12. Роль вставок в осложнении структуры простого предложения (на материале татарского и русского языков). Ф. Г. Галлямов (Елабуга, ЕГПУ)
    13. Особенности употребления отрицательных местоимений и наречий в татарском и немецком языках. А. Ф. Ханова (Набережные Челны, филиал Академии управлении «ТИСБИ»)
    14. Фразеологические словари венгерского языка. П. Чиге, Каталин (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)
    15. Стилистический потенциал определений в современном якутском языке. Г. Г. Торотоев (Якутск, СВФУ им. М. К. Аммосова)
    16. Данные к составу лексики русинских (региональных) языков Абони, Андреа Тимеа (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)

    Секция 2. Проблемы финно-угорского и тюркского языкознания. Типология языков:

    Подсекция Б

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Е. А. Булычева, к. филол. н.
    Секретарь: С. Н. Широбокова, ассистент

    1. Югдытћсьёс удмурт литературной кыллэн нырысетћ вакытъёсаз (Роль просветителей на первых этапах истории удмуртского литературного языка). Б. И. Каракулов (Глазов, ГГПИ)
    2. Роль типологических исследований в преподавании языков (из опыта кафедры германских языков ФУдФ). Т. А. Краснова (Ижевск, УдГУ)
    3. Разновидности названий хорька в диалектах удмуртского языка. В. Г. Семенов (Ижевск, УдГУ)
    4. Б. Мункачилэн ужъёсаз удмурт фразеологизмъёс. Г. Н. Лесникова (Ижевск, УдГУ)
    5. Отражение названий экзотических животных в удмуртских письменных источниках. Р. Ш. Насибуллин (Ижевск, УдГУ)
    6. Сравнительное изучение повторов, осложняющих простое глагольное сказуемое. Д. З. Ибрагимова (Набережные Челны, Гимназия № 36)
    7. Особенность порядка слов в прозаических произведениях Г. Е. Верещагина и в современном удмуртском языке. Н. Н. Тимерханова (Ижевск, УдГУ)
    8. Проблемные вопросы категории вида в удмуртском и русском языках. Е. А. Булычева, А. И. Орлова (Ижевск, УдГУ)
    9. Выражение пространственных отношений в удмуртском языке (в сопоставлении с немецким языком). Н. В. Кондратьева, Кайсина М. (Ижевск, УдГУ)
    10. Проблемы междометий в трудах исследователей удмуртского языка. С. Н. Широбокова (Ижевск, УдГУ)
    11. Выражение уважения на венгерском и русском языках. Репаши, Дьёрдьнэ (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)
    12. Социально-исторические предпосылки развития восточнославянских и венгерских межъязыковых контактов. Барань, Елизавета (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)
    13. Роль татарского просветителя К. Насыри в становлении татарской лексикографии. А. Ш. Юсупова (Казань, КФУ)
    14. Вклад финно-угроведа Г. И. Ермушкина в развитие мордовского языкознания. Е. М. Девяткина (Москва, ИЯ РАН)
    15. Становление и развитие современных русинских литературных микроязыков. Капрай, Михай (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)
    16. О семантике качественных и относительных прилагательных. Лацик, Мария (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)

    Секция 2. Межкультурная коммуникация. Лингвокультурология

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: О. М. Лашкевич, к. филол. н.
    Секретарь: Т. Ю. Репина, аспирант

    1. Национальная картина мира в системе полиэтнической парадигмы филологического знания. Е. А. Жиндеева (Саранск, МГПИ им. М. Е. Евсевьева)
    2. Лингвокультурологические аспекты преподавания английского языка в удмуртской аудитории. Н. В. Ильина (Ижевск, УдГУ)
    3. Удмуртский язык как язык культуры. А. П. Чушъялова (Москва, Институт языкознания РАН)
    4. Историко-лингвистические аспекты межкультурной коммуникации. Е. Б. Гусынина (Ижевск, ИжГСХА)
    5. Роль национального языка в межкультурной коммуникации. З. Ф. Шайхисламова (Уфа, БашГУ)
    6. Контрастивные исследования межкультурной коммуникации как прием развития языковой компетентности. О. М. Лашкевич (Ижевск, УдГУ)
    7. Лингвокультурологический аспект ойконимов. Н. А. Прманова (Казань, КФУ)
    8. К проблеме «культурогенных» заимствований в удмуртских переводах А. С. Пушкина. О. А. Арзамазова (Ижевск, УдГУ)
    9. Key Aspects of Teaching Culture and a Foreign Language. Д. И. Четвертных (Ижевск, УдГУ)
    10. Удмуртский императив в свете некоторых теорий межкультурной коммуникации. Т. Ю. Репина (Ижевск, УдГУ)
    11. Слово в заговоре. Е. А. Самарова (Ижевск, УдГУ)
    12. Оценка представителями общественных организаций национально-языковой и образовательной политики Российской Федерации (по данным опроса участников Второго Межрегионального форума «Финно-угорский этнокультурный проект: расширение границ», Йошкар-Ола-2010). И. Н. Белобородова (Санкт-Петербург, СЗАГС)
    13. Лингвокультурологические особенности пословиц и поговорок с семантикой времени. Л. Р Мухарлямова (Казань, КФУ)
    14. Духовно-эмотивный мир героев Никвлада Самсонова и американского прозаика Джона Стейнбека. О. В. Степанова (Ижевск, ИжГТУ)
    15. Категория компаративности и диалог культур (на материале русского и татарского языков). Р. М. Болгарова (Казань, КФУ)
    16. Образ женщины в картине мира немецкого и удмуртского народов. И. Ю. Лыскова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    17. Лексический состав «Эрзянь-рузонь валкс» М. Е. Евсеева в контексте лингвокультурной интерференции. Е. П. Прокаева (Саранск, МГПИ им. М. Е. Евсевьева)
    18. Качественные СМИ на национальных языках как важный показатель витальности языков малочисленных народов. Л. В. Широбокова (Венгрия, Будапешт, Университет им. Этвёша Лоранда)
    19. К вопросу описания оборотов типа «длина комнаты ровно пять метров». Секей, Габор (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)
    20. Впечатления Кальмана Гереши о Санкт-Петербурге в зеркале частных писем. Кишш, Кальман (Венгрия, Ньиредьхаза, Ньиредьхазская Высшая школа)
    21. Антропонимия произведений С.Т. Романовского: интерпретационный и функциональный аспекты. А. М. Ибрагимова (Елабуга, ЕГПУ)

    Секция 3. Методика преподавания языков в условиях многоязычия. Проблемы перевода

    Ауд. ____, ___ корп.

    Руководитель: Т. В. Сарафанова, к. пед. н.
    Секретарь: И. М. Тюлькина, ст. преподаватель

    1. Дидактические аспекты мультилингвального обучения (на материале многоязычного словаря). Т. И. Зеленина, Л. М. Малых (Ижевск, УдГУ)
    2. Характерные особенности обучения фонетике финского языка студентов-носителей марийского языка. В. Г. Гаврилова (Йошкар-Ола, МарГУ)
    3. Работы Н. Блинова по вопросам обучения удмуртских детей. Л. М. Ившин (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    4. Роль перевода как средства межкультурного взаимодействия в преподавании иностранного языка. Т. В. Сарафанова (Ижевск, УдГУ)
    5. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов на занятиях по английскому языку. Н. А. Зелинская (Ижевск, УдГУ)
    6. Вопросы удмуртского языка и литературы в решениях съездов удмуртских учителей 1920–1926 гг. Л. С. Христолюбова (Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН)
    7. Префиксальная синонимия разновременных переводов поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай». А. Ф. Фаррахов (Ижевск, ИжГТУ)
    8. Переводы Библейских текстов как этнокультурный определитель (начальный период). И. В. Мукина (Чебоксары, ЧГУ им. И. Н. Ульянова)
    9. Проблемное обучение как условие формирования коммуникативных способностей у студентов-билингвов на занятиях по английскому языку. И. М. Тюлькина (Ижевск, УдГУ)
    10. Особенности перевода коми-пермяцких фразеологических единиц в русских художественных текстах. О. А. Попова (Пермь, Пермский ГПУ)
    11. Языковая игра в произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Г. С. Горбатова (Сибай, филиал БашГУ)
    12. Особенности перевода предлогов с английского языка на русский в художественных текстах. Э. Г. Байбурина (Сибай, филиал БашГУ)
    13. О творчестве в переводе. М. В. Максимова (Глазов, ГГПИ им. В. Г. Короленко)
    14. Использование типологических параллелей удмуртского языка при преподавании финского/венгерского языка. Д. А. Ефремов (Ижевск, УдГУ)
    15. Сопоставление степени компликативности английских фразеоматических сочетаний и их переводных соответствий в англо-русских словарях. Ю. М. Нуриахметова (Сибай, филиал БашГУ)
    16. Drama Techniques “Conference” in Training Professional Foreign Communication. G. A. Kovalenko, E. P. Ponomarenko (Ижевск, ИжГТУ)
    17. Информационные технологии как средство мотивации при обучении иностранному языку. Р. П. Булдакова (Ижевск, ИжГТУ)

    19 мая (четверг)

    Заключительное пленарное заседание

    Кузебаевская средняя школа
    (Алнашский р-н, УР)

    Пленарные доклады

    1. Просветители Удмуртии и зарождение элементов удмуртской национальной школы. Конец XIX – начало XX вв. А. Н. Кутявин (Ижевск, УдГУ)
    2. Дамаскин и судьбы чувашской письменной культуры. Э. В. Фомин (Чебоксары, ЧГИКИ)
    3. Формирование просветительных традиций в Вятской губернии. А. А. Вахрушев (Ижевск, УдГУ)

    Подведение итогов конференции

    Контакты

    ГОУ ВПО «Удмуртский государственнный университет»

    Адрес: 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1.

    Деканат факультета удмуртской филологии: (3412) 916-166
    E-mail: fudf@uni.udm.ru

    Кафедра удмуртской литературы и литературы народов России: (3412) 916-153
    E-mail: kudmlit@gmail.com

    Кафедра германских языков: (3412) 916-169
    E-mail: tanja-krasnova@rambler.ru